Главная: Актуальные публикации Школа: испытано на себе Изменить размер шрифта
Школа: испытано на себе
В пятницу прогрессивное человечество отметило День учителя, все детали на domovenok777.ru. По такому случаю принято говорить много добрых слов, дарить педагогам цветы и сувениры разной степени нужности. Однако по достоинству оценить труд учителя сложно. Понять важность и нелегкость этой профессии, можно, разве что, побывав “в шкуре” педагога.
Ради эксперимента наш корреспондент Алексей Поляков отправился в обычную московскую школу в роли учителя литературы. Не подвиг, конечно, но что-то героическое в этом есть. Итак, школа: испытано на себе.
“Какими педагогическими навыками вы обладаете?” – этот вопрос сразу поставил меня в тупик. Конечно, что-то генетически досталось от мамы-учительницы. Но, в остальном, журфаковское образование и образование педагогическое мало имеют общего.
- А как лучше обращаться-здороваться? “Здравствуйте, дети”? - Здравствуйте, ребята.
А еще – как лучше говорить ребенку: “ты” или “вы”, как готовится к уроку, как говорить, что ученик не прав… Ну и еще где-то под сотню таких “как”.
- А самое сложное что на уроке? Какого момента опасаться? - А что там опасаться? Готовьтесь к уроку!
То есть, в переводе с профессионального учительского на человеческий язык: уделите несколько часов вечернего времени на написание методического плана, причем, чтобы это было интересно детям, освежите в памяти произведения, а на десерт – еще и проверьте несколько десятков тетрадок. К счастью, я последнего пункта избежал.
Завтра у меня 3 урока литературы: один в 8-м классе – Крылов – и два – в 6-х – устное народное творчество. Ближе к часу ночи в голове – коктейль из басен и частушек…
Четыре часа нездорового сна и вот он – мой черед, как писал Рождественский, входить то “ли в клетку, то ли в храм”. В смысле, в учебный класс.
- Зовут меня Алексей Николаевич. Садитесь. Сегодня я буду вести у вас этот урок литературы.
Важное замечание: дети на знают, что я – журналист.
Для них Алексей Николаевич – практикант, а камера – просто снимает фильм для школы и через 15 минут уйдет. Но их она, в общем, и не смущает.Басни Крылова “Обоз” и “Лягушки просящие царя”. Последняя, если верить одной из методичек, “выражает глубокое сомнение в договорной теории государства, применяемой якобинцами”… Как это объяснить 13-летним детям, у которых в голове – совсем не якобинцы.
- Интересно было взглянуть на человека, который вообще ничего не понимает в учительской профессии? - Интересно, но мне хотелось что-то, конечно, сказать вам, вас поправить.
Например, я упустил фразы “работаем с текстом”, “запишем тему урока”, а они, оказывается, важны в психологическом плане. Кроме того, практикант слишком часто подсматривал в свою папку.
Марина Сотникова, директор школы: - Все, что касается поэзии, учитель не имеет права… Ну, может, так, слово подглянул ненадолго, посмотрел, а так – все наизусть и глаза в глаза.
Но даже если и “не наизусть” и не “глаза в глаза”, после каждого урока понимаешь, что такое “выжатый лимон”.
- Дайте передохнуть!
Кстати, перемены, которые и в школьные-то годы казались маленькими, сейчас вовсе не ощущаются. Так – небольшая передышка, чтобы уложить мысли в порядок. Впереди у меня 2 урока в 6-х классах.
- У фольклора, насколько я знаю, есть какие-то жанры. Вот, какие из этих жанров вы знаете?
В каждом классе есть группа отличников, с которой работать проще. В шестом “А” их оказалось даже непропорционально много. И по времени уложились, и материал освоили. В общем, наверное, так и должен проходить идеальный урок. С шестым математическим все оказалось сложнее.
Во-первых, идея разбить класс на 3 команды сразу потерпела крах – они все равно разделились “по дружбе”. Во-вторых, это был третий подряд урок – и язык у псевдо-учителя пересох окончательно. Пришлось даже взять стакан воды.
- Учитель волнуется так, что пьет уже третий стаканчик воды… Значит, тяжело.
Весь материал урока мы прошли за 20 минут.
И пришлось лихорадочно искать дополнительную информацию. В общем, моя “педагогическая поэма” грозила превратиться в унылую прозу. И самое страшное - дети это почувствовали.- Тише-тише! Ребята! Посмотрели все на меня! - Тихо!
Спасением стал долгожданный звонок.
Алексей Поляков, временно исполняющий обязанности учителя: - На самом деле, третий урок – это самое тяжелое. Когда ты уже начинаешь заговариваться, тебя дети поправляют. Ты вспоминаешь что-то из другого урока, а это, оказывается, 8-й класс, а этот другой. Ты начинаешь лихорадочно перебирать бумажки. В общем, это очень тяжело, правда.
Тем не менее, несмотря на полную опустошенность, пересохшее горло и растерянность в глазах, я все-таки получил свое первое поздравление с Днем учителя.
- Понравилось вам? - Да, очень, было интересно. - С Днем учителя вас!
Первое, но, пожалуй, последнее. Потому что только поставив себя на место учителя, понимаешь, что им действительно “надо родиться, и только после этого стать”. Понимаешь, почему, приходя домой, они продолжают говорить только о школе, и что именно их в эту школу тянет: бесконечные, но такие неповторимые Сашки, Кати, Сережи. Их улыбки и их доверие – тот самый вечный двигатель для этой сумасшедшей “профессии дальнего действия. Главной на земле”.
Алексей Поляков, Виктор Мальцев, Сергей Булатов и Станислав Зайцев. “ТВ Центр”.
Источник: Moscow-Live – новости
Любое использование материалов допускается только с указанием в качестве источника информации портала "Центр Юридической Поддержки". Гиперссылка обязательна. Возрастная категория Интернет-сайта 18+. Если вы обнаружили ошибки в тексте или неточности — сообщите. Copyright 2014, Центр Юридической Поддержки. Читайте на «Центр Юридической Поддержки»: В Тирасполе создадут Комитет в поддержку школ города Читайте на «Центр Юридической Поддержки»: МИД Кипра: Израиль намерен провести ракетные испытания в регионе Читайте на «Центр Юридической Поддержки»: Как вести себя на флопе.